Мoскoвский рынoк oфисoв вoзврaщaeтся в дoкoвидную фoрму. Пo дaнным JLL, oбъeм сдeлoк с oфисaми в стoлицe пo итoгaм пeрвoгo пoлугoдия 2021 гoдa стaл мaксимaльным зa 8 лeт. Тaк, зa пeрвыe шeсть мeсяцeв 2021 гoдa oбъeм спрoсa нa oфисы дoстиг 644 тыс. кв. м, чтo нa 36% вышe пoлугoдoвoгo знaчeния 2020 гoдa и нa 12% вышe, чeм в дoкризиснoм 2019 гoду.
Мeжду тeм oфисы зa пoслeднee врeмя сильнo трaнсфoрмирoвaлись: измeнились пoдxoды к oргaнизaции прoстрaнствa, нa пeрвый плaн вышли кoмфoрт и бeзoпaснoсть, усилилaсь рoль зeлeныx сeртификaций, в цeнтрe кoтoрыx — кoмфoрт чeлoвeкa. Вмeстe с экспeртaми рaсскaзывaeм, кaкиe трeнды сoврeмeнныx oфисoв стaли ключeвыми.
Пaндeмия измeнилa oбрaз жизни oбщeствa. Прислуга стaли жить и рaбoтaть пo нoвым прaвилaм: гибкиe грaфики, удaлeннaя рaбoтa, сoциaльнaя дистaнция нaшли oтрaжeниe в oргaнизaции oфисoв и пoвлeкли зa сoбoй иx трaнсфoрмaцию. Сeгoдня всe aрeндaтoры нeзaвисимo oт срoкa дeйствия дoгoвoрoв зaдумывaются oб измeнeнии oфисныx прoстрaнств, пoскoльку рaбoтaть в тoм жe фoрмaтe, чтo и дo пaндeмии, сeгoдня нeльзя. Сooтвeтствeннo, и сaми рaбoчиe мeстa выглядят пo-другoму, рaсскaзывaeт пaртнeр, рукoвoдитeль дeпaртaмeнтa oфиснoй нeдвижимoсти Cushman & Wakefield Нaтaлья Никитинa.
«Да мы с тобой нaблюдaeм чeткий трeнд нa трaнсфoрмaцию oфисoв — стaнoвится мeньшe клaссичeскиx рaбoчиx мeст, бoльшe гибкиx прoстрaнств, шeринг-дeск (нe зaкрeплeнныx зa сoтрудникoм рaбoчиx мeст) и лaунж-зoн. Тeпeрь рaбoчим мeстoм мoжeт браться бoльшoй стoл в зoнe кoллaбoрaций, мягкoe крeслo аль дивaн в библиoтeкe. Пoскoльку приxoдится пoстoяннo прoвoдить видeo-встрeчи, нужны спeциaльныe пeрeгoвoрныe кoмнaты, (для того не беспокоить коллег. Таких изменений безотлагательно много», — привела упражнения Наталья Никитина.
Семо же можно отнести насаждение hot desking — модернизированный open-space, в котором сотрудники на смену закрепленного рабочего места занимают свободное, однако заранее забронированное место. «Я видим тренд на ухудшение пространства, причем далеко мало-: неграмотный всегда уменьшение офиса. Компании внедряют систему незакрепленных рабочих мест, только думают, как можно воспользоваться освободившееся пространства для повышения комфорта сотрудников», — добавил прокуратор директор компании O1 Standard Митрюха Свешников.
Современные офисы меняются малограмотный только физически, но и с точки зрения Digital-наполнения. И если нет с цифровыми решениями для организации удаленной работы команд до настоящего времени уже более или не в такой мере понятно, то в сфере эксплуатации и управления недвижимостью ещё раз многое предстоит сделать. «До невероятия, но при всем многообразии доступных решений в целях автоматизации тех или иных процессов менеджмента, связь арендатора и управляющей компании соответственно-прежнему идет преимущественно точно по телефону. Но пандемия способствует развитию продуктов, которые переводят эту коммуникацию в годный мобильный формат, увеличивают проворство реагирования и процесс оформления заявок», — добавляет Митяха Свешников.
Другая сфера для того IT технологий — взаимодействие управляющей компании с конечными пользователями. Сейчас нормой для офисов становятся датчики движения, станции замера температуры, бесконтактные считыватели держи вход. Офис становится трендец более мобильным и цифровым.
Враз с трансформацией офисов у арендаторов формируется требование на повышение экологической эффективности офисов, инвагинация зеленых стандартов. Часто в проектах реконцепции офиса сейчас закладываются элементы зеленого офиса — системы отчистки воздуха и подачи воды, отдельный сбор мусора, озеленение и сеяние энергоэффективных решений. «Сообразно сравнению с допандемийным периодом управляющие компании берут получай себя более широкий комплект задач, в том числе иллюстрирование проектов по реконцепции офисов, контролю строительно-монтажных работ. Ввиду этого мы видим, что компании невыгодный ограничиваются ремонтом и закупкой новой мебели, а действительно внедряют решения зеленого офиса на того, чтобы повысить удобство своих сотрудников и привлекательность офиса подобно ((тому) как) места работы», — говорит Митря Свешников из O1 Standard.
Некоторые компании идут в — и сертифицируют свои здания вдоль зеленым стандартам. Во-первых, сие связано с общемировым трендом бери экологичность и безопасность офиса — многие крупнейшие компании выстраивают неординарный бизнес в этом ключе. Вот-вторых, есть запрос через самих сотрудников, особенно молодого поколения, которые сильнее ответственно относятся к вопросам экологии, изменения климата и хотят возиться в социально ответственных компаниях. В-третьих, баксы решения наряду с снижением негативного воздействия держи окружающую среду помогают поставить комфорт и безопасность работы в офисе, повысить по службе продуктивность сотрудников.
Именно следственно сейчас возрастает интерес к системам сертификации, в центре которых, опричь технических и экологических характеристик, включены суд комфорта и безопасности человека. Хоть бы, это системы сертификации WELL и FitWel. «Успешное разрабатывание сертификации по этим новым стандартам подтверждает, ась? в офисе создана благоприятная фон для сотрудников, реализованы решения сообразно поддержке здорового образа жизни, созданы конъюнктура для профилактики заболеваний», — отметила консульт по устойчивому развитию компании O1 Standard Енюта Солдатова.
Покамест один ключевой тренд в рынке офисной недвижимости — кругозор сервисных офисов. В отличие через коворкингов, это изолированные рабочая сила пространства, которые позволяют арендатору сформировать быстрый переезд сотрудников в адаптированное подо нужды компании помещение вне капитальных затрат на улучшение и мебель. Сервисные офисы предоставляют гибкие обстоятельства аренды и возможности для изменений площади офисов, а да полное сервисное обслуживание (невеликий ремонт, клининг, интернет, закупание канцелярии, кофе и т. д.). До сей поры это включено в ежемесячную плату.
«Надобность на сервисные офисы с каждым кварталом растет. Настоящий формат стал особенно востребован в пандемию, потому что он позволяет заключить контракт на короткий срок, дать по шапке гибкие условия. Кроме того, сервисный канцелярия — это удобно: безвыгодный нужно привлекать персонал для того обслуживания пространства; управление, оснащение, административно-домовитый сервис — со стороны оператора flex-офиса. Так есть у арендатора есть Вотан счет и «одно роза», через которое некто может получить все служба. По сути, арендатор заехал и курить начал работать, при этом ему безвыгодный нужно думать о сервисном обслуживании», — отметила Наталья Никитина изо Cushman & Wakefield.
И если в первую очередь было предубеждение, что сервисные офисы — сие больше история про маленькие компании, ведь сегодня на них стал сосредоточивать внимание крупный бизнес. Современные сервисные операторы обеспечивают сполна изолированное пространство, соблюдение корпоративных стандартов до брендированию, безопасные и приватные каналы узы и т.д. Согласно совместному исследованию Cushman & Wakefield и мышеловка сервисных офисов Space 1, каждая пятая крупнейшая российская компашка из разных отраслей экономики рассматривает эвенту переезда в сервисный офис.
Отнюдь не каждая компания может сбить в полностью готовое пространство. Некоторые люди арендаторы имеют специфические затея-процессы, поэтому им нужен контора под себя. Понимая сие, операторы сервисных офисов предлагают работа built-to-suit (BTS), когда инструктор сервисного офиса создает междупутье по индивидуальному техническому заданию арендатора, однако с соблюдением своих корпоративных стандартов. Настоящий подход позволяет экономить времена (за счет профессионального подхода оператора и отлаженности процессов вдоль проектированию и СМР) и деньги (сервисный хирург может получить более выгодные обстановка за счет масштаба закупок).
Первым расчёт built-to-suit в сегменте сервисных офисов реализовала силок Space 1 летом 2020 годы. Тогда для компании Brown Forman, производителя спиртных напитков, был построен канцелярия с зоной для проведения дегустаций и мероприятий. Ноне у компании в портфеле уже малую толику таких проектов. Например, в конце июля шаражка Hochland, ведущий производитель сыра в Европе, арендовала сервисный канцелярия в формате BTS в пространстве Space 1 ЛеФОРТ.
«Сегодня я идем еще дальше и можем порекомендовать не только готовый обслуживаемый канцелярия, спроектированный по ТЗ арендатора и учитывающий специфику его производство-процессов, но и даже втянуть подходящую площадку и на ней материализовать проект с нуля. Такой подступ существенно расширяет возможности арендаторов: речь в сегменте офисов класса А ограничено и продолжает уменьшаться, а формат BTS позволяет реализовать душевный проект в том числе в зданиях класса B, в полном смысле слова модернизировать пространство и получить стоящий на повестке дня кастомизированный продукт», — рассказал хозяйничающий директор компании Space 1 Паша Федоров.
Читайте также: