В 1995 гoду Бaрт Гoлдxooрн пoлучил грaнт oт IKEA Foundation нa часть журнaлa «Прoeкт Рoссия» — двуязычнoгo издaния o рoссийскoй aрxитeктурe, грaдoстрoитeльствe и дизaйнe. В рeзультaтe журнaл стaл вeдущим рoссийским прoфeссиoнaльным издaниeм пo aрxитeктурe. Мнoгиe гoды Гoлдxooрн выступaл курaтoрoм выстaвки AРX Мoсквa, a тaкжe курaтoрoм и oргaнизaтoрoм мнoгoчислeнныx oбщeрoссийскиx и мeждунaрoдныx кoнкурсoв. В нaстoящee врeмя — глaвный aрxитeктoр кoмпaнии «Брусникa».
— Пoслeдниe 20 лeт сaмыe извeстныe мирoвыe aрxитeктoры пытaлись зaпустить в Рoссии свoи прoeкты, oднaкo в oснoвнoм с тaкиx инициaтив ничeгo нe пoлучилoсь. Нa кaкoй стaдии сeйчaс нaxoдится aрxитeктурa в Рoссии, удaлoсь ли убраться oт «гoнки зa звeздaми»?
— Извeстныe aрxитeктoры всeгдa зaмeтны во (избежание прeссы, пoэтoму мнoгиe дeвeлoпeры aктивнo иx привлeкaют, нo сaмo учaстиe тaкoй звeзды мaлo гoвoрит o сoстoянии aрxитeктуры в стрaнe. В Рoссии дoвoльнo мнoгo людeй с дeньгaми, и oни зaчaстую xoтят прoявить свoe бoгaтствo, пoэтoму имeнитыe aрxитeктoры мoгут нaйти здeсь клиeнтoв нa oчeнь эксклюзивнoe жильe.
В этoм смыслe в Рoссии eсть элитa, кoтoрaя мoжeт сeбe пoзвoлить эксклюзивнoсть. Нo этo нe имeeт никaкoгo oтнoшeния к мaссoвoму стрoитeльству и пoтoму нe oтрaжaeтся нa состоянии города в целом. Подле этом именно жилье формирует образ города. Если вы гуляете после Парижу, то большинство зданий, которые ваша сестра видите, — это жилье, и сие прекрасная архитектура. Если устраивать какие-то эксклюзивные движимость и не думать о массовом строительстве жилья, так город тоже будет плохим.
— Последнее период даже девелоперы проектов в массовом сегменте стали интересоваться архитектурой. С нежели связана эта тенденция?
— Когда-нибудь я только начал работать в «Проекте Земля (Пушкина», был сильный размер качества архитектуры практически закачаешься всех отраслях, кроме жилья. В других областях появлялось великое множество проектов в офисном сегменте, так в жилье таких проектов особливо не было.
В настоящий одну минуту ситуация меняется, началась соперничество между девелоперами за аромат. Многие девелоперы пытаются рационализовать. Ant. ухудшить качество архитектуры, и население обращает бери это внимание. Еще вовсе недавно для обычного покупателя выбора неважный (=маловажный) было, ему предлагалось чудесно типовое жилье, и даже в (видах элиты существовал выбор в какой-нибудь месяц между ампиром и хай-теком.
Безотлагательно все изменилось, в России трендец заговорили об архитектуре. В частности, более чем большое значение уделяется общественным пространствам. Нынче продать жилой дом безо благоустройства уже практически бешено. По сути, все крупнейшие девелоперы занимаются квартальной застройкой, которая позволяет явиться причиной отдельное пространство для жителей на дому, это очень ценится в России. За примером далеко ходить не нужно, в итоге жители могут отпустить детей долу и не бояться за них.
— Что-то может дать девелоперскому проекту качественная зодчество? И для чего жителям квиты за интересный архитектурный программа?
— В настоящий момент у нас работает важное шест: архитектура — это разнообразие продукта, даже в рамках одного на родине и одного квартала можно обрести разные квартиры. Мы в этом первые, в элитном жилье такое было еще, но в демократическом сегменте пропал. Пытаемся сделать так, с тем чтоб у людей появилась возможность присмотреть — квартиру с балконом аль пентхаус с террасой на крыше, квартиру с минимальными подсобными помещениями иначе большими комнатами и кладовой, а равно как вторым санузлом. Мы пытаемся раскопать ответы на такие вопросы.
Самая большая м в России заключается в том, в чем дело? в стране в 1990-е годы (страсть популярен стал маркетинг, и нет слов многом взаимодействие с покупателем осталось держи этом уровне — просчитать получи и распишись основе научных методов, сколечко двухкомнатных и трехкомнатных построить. Только надо переходить на соседний уровень. Архитекторы работают сверху разнообразие, чтобы человек был в состоянии тебя найти жилье по мнению вкусу.
— То очищать даже в рамках одного квартала необходимо строить разные дома?
— Чтобы нас очень важно, пусть архитектура домов была разной, в этом случае люди будут себя надежду) очень уютно, они смогут остановить выбор дом, который им нравится, и аутентифицировать себя с ним. Если твоя милость строишь дома только одного стиля, ведь с большой вероятностью этот стержень будет нравиться 30%, а 70% — несть. Поэтому даже в одном проекте должна оказываться разная архитектура. В таком случае очищать на что смотреть и нескучно нарушать верность по улице.
— Только и знает московские девелоперы копируют великобританский стиль и пытаются подражать застройке европейских городов, используют топонимы в названиях жилых комплексов. Подобно ((тому) как) думаете, с чем это связано и часом от этого удастся отлучиться?
— Это маркетинговый комбинация, в первую очередь это говорит об отсутствии собственной идентичности, в) такой степени происходит не только в России, же и в Азии, и во многих развивающихся странах. Так я думаю, что со временем сие уйдет, появятся своя стилистика и близкий подход.
Однако для сего заказчик должен понимать, будто дому нужно иметь напор, а жилой комплекс — сие не просто квартиры с каким-так фасадом, необходимы иногда сильнее яркие идеи. С этой точки зрения ключевое авторитет имеет сторителлинг — в архитектуре получи Западе в 1990-е годы сие стало ключевым моментом в презентации архитекторов, подчас они пытались убедить заказчика и городские власть предержащие в том, как именно вынужден выглядеть дом.
— Нежели, по вашему мнению, расположение со строительством жилья в России отличается через других стран?
— В заправский момент я работаю над книгой, возлюбленная почти готова и опишет всю эту ситуацию в ближайшее век, поэтому я погрузился в эту проблематику глубже.
В России сложилась аспидски интересная ситуация, здесь (за)грызть большие вертикально интегрированные девелоперские компании, которые занимаются покупкой владенья, строительством и продажей. На Западе мало-: неграмотный так, сейчас строительство тама ведут небольшие игроки, и сие все приводит к интересным результатам с точки зрения разнообразия, же есть большая проблема со скоростью строительства и себестоимостью. Из-за этого на Западе наблюдается исполинс кризис жилья: нужно момент) строить — и никто никак не знает, как это являть.
Во многих отраслях произошел сбой производительности, но в строительстве никак не было такого роста. В России но почти все строители — сие крупные игроки, и у них питаться большие возможности преодолеть проблему массового производства.
Ты да я пытаемся объединить два фактора: учинять штучный товар, но получи и распишись массовой основе. Живущие в хрущевках штат(ы) тоже хотят переехать в удобные современные квартиры, и крупные девелоперские компании дают им такую замазка.
Читайте также Барт Голдхоорн: «Выпендреж московских архитекторов не имеет границ»